Лабиринты Ленинградской области

Лабиринты Ленинградской области

 Выложенные из валунов спирали, каменные лабиринты занимают особое место не только среди древностей Ленинградской области, но и, в целом, среди мегалитов Европы. Обнаружение одного типа древних памятников, сейдов, дало возможность предположить и наличие каменных лабиринтов на территории Ленинградской области. На севере России эти два типа памятников часто сопутствуют друг другу. В настоящее время каменные лабиринты на островах Финского залива являются малоизвестными объектами, и мало кто знает, что именно с них в 19 веке начиналось исследование этого интереснейшего типа древних памятников

В современной науке лабиринты датируются периодом от неолита до средневековья, охватывая временной промежуток в 2-3тысячи лет. На территории современной Ленинградской области каменные лабиринты располагаются в западной части Выборгского района, на островах Финского залива. Лабиринтам этого региона было посвящено несколько публикаций финских ученых конца19-начала 20века. В советские годы лабиринты не исследовались и вновь были зафиксированы лишь в 2002-2004гг. В различных источниках количество лабиринтов в этом районе указывается от 5 до 10. До настоящего времени сохранилось несколько лабиринтов, например, на острове Крутояр, который был обследован весной 2007года. Лабиринт находится практически в идеальной сохранности, расположен вблизи вершины острова, в северо-западной его части. Размеры лабиринта 9,5х7,6м. ширина дорожек 0,2-0,5м. Лабиринт расположен на высоте около 20м от уровня моря.

Как многие прочие подобные конструкции, он расположен в прибрежной зоне, входом со стороны моря. Лабиринт ориентирован по сторонам света, вход на север, в сторону береговой линии побережья Финского залива. Узкие выложенные небольшими камнями дорожки. Сразу бросается в глаза одна особенность: дорожки лабиринта узки и не совсем удобны для «обычной» ходьбы – пройти их можно только ступая пяткой в носок. Проходя лабиринт, мы движемся попеременно во все стороны, постоянно меняя направление и радиус окружности перемещения, то плавно, то резко, стараясь не оступиться на узкой дорожке, и все это находясь на небольшом участке земли. Неплохая тренировка на внимание, координацию движения и выработку автоматизма. Замечено, что быстро пройти лабиринт «не думая» гораздо проще, чем рассчитывая каждый шаг. Складывается впечатление, что алгоритм прохождения лабиринта, создавая для человека определенные стрессовые условия, переключает восприятие на несколько иной ритм.

На Балтике широко распространены два основных принципа лабиринтов: которые можно пройти «навылет» и «тупиковые», из которых можно выйти только тем же путем, что и вошел.В южной Швеции, Эстонии, Финляндии еще в начале 20 века рыбаки перед выходом в море считали необходимым пройти лабиринт. Символические трактовки о том, что в лабиринте запутываются злые духи и неудачи, вероятно поздние искаженные отголоски смысла лабиринта, как инструмента подготовки, перенастройки человека в более «боеготовое» состояние. В этом ключе можно трактовать и ориентацию входа в лабиринт – к берегу, от моря. Таким образом, в логику движения при прохождении лабиринта символически закладывается установка – из любой ситуации (направления) вернуться обратно на берег.

Традиция использования лабиринта сохранялась именно у людей профессий, наиболее часто оказывавшихся в экстремальных ситуациях. Это подтверждается и сведениями о возведении каменных лабиринтов моряками, потерпевшими кораблекрушение, рассказам об усмирении штормов при помощи лабиринта.

По некоторым признакам (по упоминанию прохождения лабиринта как паломничества в Святую землю, что отсылает к эпохе крестовых походов, отсутствию прямой связи между античными изображениями лабиринтов и лабиринтами на полах церквей, поскольку «древнеримские мозаичные лабиринты были слишком малы, чтобы по ним ходить») можно предположить, что он был привнесен с берегов Балтики примерно в 11-12 веках, когда христианские миссионеры могли познакомиться с этой практикой.

Не менее правдоподобна версия, по которой практика лабиринтов могла быть занесена в Европу викингами в 9-10веках. Например, Герман Керн прямо указывает на норманнское влияние в появлении лабиринтов в Средневековой Европе.

Расцвет лабиринтной традиции в средневековой Европе, к которой относятся и балтийские лабиринты, вероятно, приходится на 12-14века, но еще и в начале 15 века в некоторых церквях священники проходили лабиринты и устраивали игры на Пасху.

С совершенствованием средств мореплавания также стала падать актуальность лабиринта в морской и рыбацкой практике, он все больше превращался в символический оберег. Море переставало казаться опасной и грозной стихией. Подобно небольшим изображениям лабиринтов в шведских церквях 15-16веков, самые поздние лабиринты, выложенные в 17-19 веках, были уже данью уходящей в прошлое старой доброй рыбацкой традиции. Но, несмотря на это, балтийские рыбаки и в начале 20века, перед выходом в море все еще проходили каменные лабиринты. В некоторых местах в Скандинавии каменные лабиринты старались поддерживать в хорошем состоянии, вместо разрушенных, возводили новые. Таким образом, исследуя каменные лабиринты Балтики, мы соприкасаемся с древнейшей традицией, дошедшей до нас из неведомой глубины веков.

http://dachniki-online.ru/eto-interesno/labirinty-leningradskoj-oblasti/

Документы: 

Tags: